16.07.2005 Семенчинской школе Козловского района было бы 130 лет
В Среднем Поволжье к середине ХIХ века существовало несколько типов школ. Из них наиболее типичными являлись школы "Братства Святого Гурия". Они назывались братскими потому, что состояли в ведении Казанского миссионерского общества "Братство Святого Гурия", которое возникло в 1867 году. Именно с этого времени стали и открываться школы для детей нерусских народов - "инородцев", так тогда называли чувашей, татар, башкир, мари и других. Они преследовали миссионерскую цель. Как писалось в документах братства, они "несут свет и теплоту в мрачную и холодную среду иноверцев".
От школ других типов они отличались хорошей постановкой церковного пения, которое оказывало воздействие на чуваш. Ученики пели не только молитвы, но и целые богослужения. Через учителей братских школ, "входящих в собеседование на родном языке с единоплеменниками об истинах христианской религии, объясняющих смысл и значение христианского богослужения и обрядов" и учеников, читавших дома религиозную литературу, оказывалось влияние на взрослое население. Таким образом, проводилась определенная работа по ослаблению и искоренению языческих верований инородцев. Братство в летнее время собирало учителей в Казани для ознакомления с лучшими методическими приемами, взаимного обмена мыслей по учебной практике, для усовершенствования их в церковном пении и для проверки вновь сделанных на инородческие языки переводов.
В деревне Семенчино Богородской волости Чебоксарского уезда школа "Братства Святого Гурия" открылась в 1873 году. Первоначально она размещалась в частном наемном доме. По рассказам старожилов деревни, в настоящее время на ее месте стоит дом Василия Осиповича Алексеева. Непосредственным руководителем (заведующим) Семенчинской школы являлся законоучитель. Долгое время им был священник Тюрлеминской церкви Петр Иванович Львов, окончивший в 1873 году Казанскую духовную семинарию. Кроме преподавания закона Божьего и церковных предметов, он также, как и учитель, следил за поведением учащихся, дисциплиной, учебным процессом, решал хозяйственные вопросы.
Учителями работали светские лица, получившие законченное начальное образование. Так, учитель Иван Михайлович Воскресенский окончил Бичуринское двухклассное училище, а Петр Александрович Александров (15.01.1866 г.р.,чуваш, уроженец с.Тюрлема, обучался в Симбирской чувашской школе (1879-1883).
Первым учителем школы был Максим Петрович Петров (Арзамасов). В разные годы учителями в школе работали Г.Николаев (возможно - Григорий Николаевич Николаев 15.11.1877, уроженец д.Айдарово, экстерном окончил Казанскую учительскую семинарию в 1903 году - дата выдачи свидетельства 12.09.1903), В.Сергеев.
Учебный год начинался в октябре-ноябре и завершался в начале мая, приуроченный к окончанию и началу полевых работ.
Детей учили закону божию, чтению, письму и первым действиям арифметики. В школу господствовала зубрежка часослова и псалтыря. Обучение велось на русском и чувашском языках.
Школу в основном посещали дети православных и некрещенных чуваш деревень Семенчино и Масловка. Однако бывало, что успешно в ней учились дети татар и крещенных татар села Янгильдино, находящегося рядом с деревней Семенчино. Так, в 1894-1895 учебном году в интересах торговли поучиться счетоводству и получить льготное свидетельство при отбывании воинской повинности ее окончил Газис Абязов - сын богатого татарина.
По документальным данным известно, что в 1886-1887 учебном году в Семенчинской школе обучалось 40 детей, из них 35 мальчиков и 5 девочек.
По данным Всеобщей переписи населения 1897 году в деревне Семенчино проживало 254 душ мужского и 284 душ женского пола, а в школе в то же самое время обучалось 36 ребят, две девочки, остальные мальчики, из них 8 сдали экзамен на льготу по воинской повинности.
В 1903-1904 году обучалось 40 детей - 16 девочек, 24 мальчика, из них два мальчика и одна девочка из языческих (раскольнических) семей, а в 1907-1908 году - соответственно 33 и 29.
В 1910-1911 учебном году в школе уже обучалось 63 ребенка: 36 мальчиков и 27 девочек, из них две девочки из языческой (раскольнической) семьи.
Ежегодно выделялось пособие на школьные принадлежности (бумага, тетради, перья, чернила, карандаши, грифельная доска, часослов, новая азбука) в среднем от 3 до 4,5 рублей. Школьный день начинался рано, ибо после школы дети должны были успеть помочь родителям по дому, по хозяйству. Вместо школьных парт стояли длинные самодельные и некрашенные столы и скамейки.
Каникулы летние продолжались дольше, от середины июня до октября, потому что родителям требовалась помощь в поле, огороде и по уходу за скотиной. Таким образом, основными средствами воспитания и обучения детей являлись труд и книжное учение.
Кроме обучения своих питомцев учителя сельских школ изготовляли для них за неимением готовых ряд "учебных пособий": вырезали буквы, переписывали тексты, готовили чернила.
В связи с введением в 1909 году в Чебоксарском уезде всеобщего начального обучения и утвержденной Министерством Народного Просвещения школьной сети на 1913 год было запланировано строительство и открытие в деревне Семенчино земского двухкомплектного училища. Строительство нового здания школы продолжалось три года (1912-1914). Стоимость здания оценивалась 7580 рублей.
В 1913 году попечителем Семенчинского земского училища на три года был избран агроном IV участка Чебоксарского уезда Павел Николаевич Ильин.
В феврале 1919 года Семенчинское земское училище преобразовали в советскую начальную школу первой ступени (пятигодичная). В это же время был открыт новый комплект (параллельный класс) школы, но в виду того, что это помещение под квартиру занимала учительница Антонова, занятия проводились в наемном доме.
В разные годы Семенчинскую школу посещали видные деятели чувашского народа - инспектор чувашских школ Николай Иванович Золотницкий, Василий Константинович Магницкий, Иван Яковлевич Яковлев и другие.
В советские времена школа в основном была семилетней, лишь некоторое время восьмилетней. С середины 60-х годов ХХ века она стала филиалом Янгильдинской СОШ. С вводом в октябре 1973 года нового здания Янгильдинской СОШ Семенчинская школа была закрыта. Через некоторое время и ее здание было разобрано и школа перестала существовать. Таким образом, она функционировала ровно 100 лет (1873-1973 г.г.). За это время ее выпускниками стали около 2 тысяч учеников селений Семенчино, Масловка и Янгильдино.
С целью сохранения для потомков памяти о Семенчинской школе, как уже писалось в "Знамени" и в республиканской печати, на сходе жителей деревни Семенчино на месте бывшего здания школы решено построить часовню.
В разные годы в школе учились Анна Васильева (10.06.1870 г.р.) (экстерном окончила Казанскую учительскую семинарию в 1892 году - дата выдачи свидетельства 17.09.1892); Семен Андреевич Мосолов, лауреат Государственной премии СССР; Александр Осипович Осипов, кавалер ордена Ленина, участник парада Победы; Владимир Архипович Мосолов, капитан второго ранга, командир подводной лодки; Николай Яковлевич Скворцов, мастер спорта; Анатолий Семенович Смолин, поэт, лауреат премий Михаила Сеспеля, Семена Элкера, Марфы Трубиной, Геннадия Айги и Фатыха Карима. Заслуженный работник культуры Чувашской Республики.
В Среднем Поволжье к середине ХIХ века существовало несколько типов школ. Из них наиболее типичными являлись школы "Братства Святого Гурия". Они назывались братскими потому, что состояли в ведении Казанского миссионерского общества "Братство Святого Гурия", которое возникло в 1867 году. Именно с этого времени стали и открываться школы для детей нерусских народов - "инородцев", так тогда называли чувашей, татар, башкир, мари и других. Они преследовали миссионерскую цель. Как писалось в документах братства, они "несут свет и теплоту в мрачную и холодную среду иноверцев".
От школ других типов они отличались хорошей постановкой церковного пения, которое оказывало воздействие на чуваш. Ученики пели не только молитвы, но и целые богослужения. Через учителей братских школ, "входящих в собеседование на родном языке с единоплеменниками об истинах христианской религии, объясняющих смысл и значение христианского богослужения и обрядов" и учеников, читавших дома религиозную литературу, оказывалось влияние на взрослое население. Таким образом, проводилась определенная работа по ослаблению и искоренению языческих верований инородцев. Братство в летнее время собирало учителей в Казани для ознакомления с лучшими методическими приемами, взаимного обмена мыслей по учебной практике, для усовершенствования их в церковном пении и для проверки вновь сделанных на инородческие языки переводов.
В деревне Семенчино Богородской волости Чебоксарского уезда школа "Братства Святого Гурия" открылась в 1873 году. Первоначально она размещалась в частном наемном доме. По рассказам старожилов деревни, в настоящее время на ее месте стоит дом Василия Осиповича Алексеева. Непосредственным руководителем (заведующим) Семенчинской школы являлся законоучитель. Долгое время им был священник Тюрлеминской церкви Петр Иванович Львов, окончивший в 1873 году Казанскую духовную семинарию. Кроме преподавания закона Божьего и церковных предметов, он также, как и учитель, следил за поведением учащихся, дисциплиной, учебным процессом, решал хозяйственные вопросы.
Учителями работали светские лица, получившие законченное начальное образование. Так, учитель Иван Михайлович Воскресенский окончил Бичуринское двухклассное училище, а Петр Александрович Александров (15.01.1866 г.р.,чуваш, уроженец с.Тюрлема, обучался в Симбирской чувашской школе (1879-1883).
Первым учителем школы был Максим Петрович Петров (Арзамасов). В разные годы учителями в школе работали Г.Николаев (возможно - Григорий Николаевич Николаев 15.11.1877, уроженец д.Айдарово, экстерном окончил Казанскую учительскую семинарию в 1903 году - дата выдачи свидетельства 12.09.1903), В.Сергеев.
Учебный год начинался в октябре-ноябре и завершался в начале мая, приуроченный к окончанию и началу полевых работ.
Детей учили закону божию, чтению, письму и первым действиям арифметики. В школу господствовала зубрежка часослова и псалтыря. Обучение велось на русском и чувашском языках.
Школу в основном посещали дети православных и некрещенных чуваш деревень Семенчино и Масловка. Однако бывало, что успешно в ней учились дети татар и крещенных татар села Янгильдино, находящегося рядом с деревней Семенчино. Так, в 1894-1895 учебном году в интересах торговли поучиться счетоводству и получить льготное свидетельство при отбывании воинской повинности ее окончил Газис Абязов - сын богатого татарина.
По документальным данным известно, что в 1886-1887 учебном году в Семенчинской школе обучалось 40 детей, из них 35 мальчиков и 5 девочек.
По данным Всеобщей переписи населения 1897 году в деревне Семенчино проживало 254 душ мужского и 284 душ женского пола, а в школе в то же самое время обучалось 36 ребят, две девочки, остальные мальчики, из них 8 сдали экзамен на льготу по воинской повинности.
В 1903-1904 году обучалось 40 детей - 16 девочек, 24 мальчика, из них два мальчика и одна девочка из языческих (раскольнических) семей, а в 1907-1908 году - соответственно 33 и 29.
В 1910-1911 учебном году в школе уже обучалось 63 ребенка: 36 мальчиков и 27 девочек, из них две девочки из языческой (раскольнической) семьи.
Ежегодно выделялось пособие на школьные принадлежности (бумага, тетради, перья, чернила, карандаши, грифельная доска, часослов, новая азбука) в среднем от 3 до 4,5 рублей. Школьный день начинался рано, ибо после школы дети должны были успеть помочь родителям по дому, по хозяйству. Вместо школьных парт стояли длинные самодельные и некрашенные столы и скамейки.
Каникулы летние продолжались дольше, от середины июня до октября, потому что родителям требовалась помощь в поле, огороде и по уходу за скотиной. Таким образом, основными средствами воспитания и обучения детей являлись труд и книжное учение.
Кроме обучения своих питомцев учителя сельских школ изготовляли для них за неимением готовых ряд "учебных пособий": вырезали буквы, переписывали тексты, готовили чернила.
В связи с введением в 1909 году в Чебоксарском уезде всеобщего начального обучения и утвержденной Министерством Народного Просвещения школьной сети на 1913 год было запланировано строительство и открытие в деревне Семенчино земского двухкомплектного училища. Строительство нового здания школы продолжалось три года (1912-1914). Стоимость здания оценивалась 7580 рублей.
В 1913 году попечителем Семенчинского земского училища на три года был избран агроном IV участка Чебоксарского уезда Павел Николаевич Ильин.
В феврале 1919 года Семенчинское земское училище преобразовали в советскую начальную школу первой ступени (пятигодичная). В это же время был открыт новый комплект (параллельный класс) школы, но в виду того, что это помещение под квартиру занимала учительница Антонова, занятия проводились в наемном доме.
В разные годы Семенчинскую школу посещали видные деятели чувашского народа - инспектор чувашских школ Николай Иванович Золотницкий, Василий Константинович Магницкий, Иван Яковлевич Яковлев и другие.
В советские времена школа в основном была семилетней, лишь некоторое время восьмилетней. С середины 60-х годов ХХ века она стала филиалом Янгильдинской СОШ. С вводом в октябре 1973 года нового здания Янгильдинской СОШ Семенчинская школа была закрыта. Через некоторое время и ее здание было разобрано и школа перестала существовать. Таким образом, она функционировала ровно 100 лет (1873-1973 г.г.). За это время ее выпускниками стали около 2 тысяч учеников селений Семенчино, Масловка и Янгильдино.
С целью сохранения для потомков памяти о Семенчинской школе, как уже писалось в "Знамени" и в республиканской печати, на сходе жителей деревни Семенчино на месте бывшего здания школы решено построить часовню.
В разные годы в школе учились Анна Васильева (10.06.1870 г.р.) (экстерном окончила Казанскую учительскую семинарию в 1892 году - дата выдачи свидетельства 17.09.1892); Семен Андреевич Мосолов, лауреат Государственной премии СССР; Александр Осипович Осипов, кавалер ордена Ленина, участник парада Победы; Владимир Архипович Мосолов, капитан второго ранга, командир подводной лодки; Николай Яковлевич Скворцов, мастер спорта; Анатолий Семенович Смолин, поэт, лауреат премий Михаила Сеспеля, Семена Элкера, Марфы Трубиной, Геннадия Айги и Фатыха Карима. Заслуженный работник культуры Чувашской Республики.